7 октября 2020 года
Эта история началась в 2014 году, когда Минск готовился принимать Чемпионат мира по хоккею. Предполагалось, что в столицу Беларуси хлынут потоки болельщиков, которых нужно будет не просто вывезти из аэропорта, но и не ударить при этом в грязь лицом. А значит, необходим современный автобус для удобного трансфера.
Так как за перевозку пассажиров по маршруту с красивым названием 300Э "АВ "Центральный" - Национальный аэропорт "Минск" отвечала организация "Минсктранс", то ей и поручено было разрешить проблему. Именно от нее на Минский автозавод поступил заказ на создание специального автобуса, который должен был отвечать специфическим требованиям: транспортировка большого числа пассажиров с объемным багажом на плече в 45 км, половина из которых проходит в городской черте.
На тот момент рейсы в аэропорт совершали междугородные МАЗ 152. Машина хоть и считалась устаревшей, но по факту нравилась и водителям, и пассажирам. Правда, на данный маршрут она не очень вписывалась – пассажиры не слишком горели желанием расставаться со своими чемоданами и тащили их в салон вместо того, чтобы положить в багажный отсек. А так как проходы в автобусе узкие, а ступеньки на входе крутые, процесс посадки и высадки сильно затягивался.
На МАЗе задачу поняли и быстро предложили альтернативный вариант – городской 15-метровый МАЗ 107.
Разумеется, машину предложили не в базовой комплектации - МАЗ 107569 был доработан. Для начала убрали служебную дверь из заднего свеса, что позволило разместить 6 дополнительных мест. Затем планировку салона от второй двери до «хвоста» сделали четырехрядной. Благодаря этому количество посадочных мест достигло 36 – почти на треть больше, чем в городской версии «сто седьмого»! Да и сами сиденья в салоне заменили на более комфортные кресла с высокими спинками.
В передней части по правому борту установили большой двухъярусный стеллаж для багажа, на который чемодан могла положить даже девушка. Теперь вещи не пропадали из поля зрения особо нервного владельца, но и не мешали остальным.
Не стоит забывать и о том, что никуда не делась возможность перевозить стоящих пассажиров, которой у МАЗ 152 не имелось в принципе. МАЗ 107569 при необходимости мог вывезти за раз больше людей, чем три его предшественника!
Добавим сюда тот факт, что автобус по-прежнему остался полунизкопольным, с едва заметным наклоном пола во второй части салона, и получим прекрасный вариант для трансфера, в чем смогли лично убедиться пассажиры, и я в том числе.
Увы, но кататься на удобных автобусах пользователям аэропорта пришлось совсем не долго. В 2017 году "Минсктранс" без каких-либо внятных пояснений передал маршрут в другой автобусный парк. Как следствие, специальные автобусы отправились на городские маршруты, связывающие белорусскую столицу с ее городами-спутниками. Оригинальную оклейку сменил типовой желтый цвет, полки для багажа были демонтированы, а на освободившемся месте появились… сиденья? Не угадали – накопительная площадка! Интересно, кто задумывался о том, сколько лишних человек сверх допустимой нагрузки может на ней разместиться?..
А вместо новеньких МАЗ 107569, которым на тот момент едва исполнилось три года, рейсы в Национальный аэропорт "Минск" стали совершать 9-летние МАЗ 152062. Думаю, пояснять какие при этом возникали вопросы, нужды нет – стоящий на "аварийке" "аэропортовский" автобус стал привычным явлением на трассе. А о том, что испытывали его пассажиры, спешащие на рейс, даже думать не хочется…
Только через два года, в 2019 древние машины на знаковом маршруте сменили новые МАЗ 251062. Обновление было приурочено к проведению в Минске II Европейских игр. Ярко-желтые брендированные автобусы, конечно, хорошо смотрятся внешне, однако по факту это все те же серийные междугородники, с высокими "трапами" на входе и узкими проходами внутри, от которых пытались уйти в 2014-м. Стоило ли оно того?..
30/03/2013
Автобусное подразделение Минского автобусного завода (МАЗ) создало новую модификацию автобуса МАЗ 107. Машина изготовлена по заказу объединения Минсктранс, осуществляющего пассажирские перевозки в столице Беларуси и ее окрестностях. Данная модификация призвана обслуживать знаковый для Республики Беларусь маршрут №300 а/в Центральный - Национальный аэропорт "Минск".
Появление на линии низкопольных машин связано с заботой о людях с ограниченными возможностями передвижения. Напомним, что курсирующие в данный момент по маршруту междугородные МАЗ 152 и МАЗ-251 практически не приспособлены для инвалидов-колясочников, а для 30-минутного путешествия имеют даже излишний комфорт.
Модификация построена на базе стандартного 15-метрового городского автобуса МАЗ 1074. Из внешних изменений стоит отметить отсутствие служебной двери в заднем свесе – теперь формула дверей 2-2-0, хотя сам привод дверей обкатывающего типа остался прежним.
Отличий в салоне больше – он серьезно перекомпонован. Вместо простых пассажирских сидений появились кресла с высокой, хоть и неподвижной спинкой. Внутри так же установлен вместительный стеллаж для багажа. Под потолком - развитая система кондиционирования воздуха. Впрочем, по результатам предварительной презентации заказчику, с салоном автобуса будут производиться серьезные доработки.